Семья Рерихов

* Семья Рерихов
   Н.К. Рерих
   Е.И. Рерих
   Ю.Н. Рерих
   С.Н. Рерих
* Участие Н.К.Рериха в научной и культурной работе.
  Награды

* Малая планета "Рерих"
* Семья Рерихов и Православие
* О некоторых работах Ю.Н.Рериха


Семья Рерихов - Николай Константинович, Елена Ивановна, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич - это целое явление в мировой культуре, в различные области которой ими был привнесен огромный вклад. Философия, художественное и театрально-декорационное искусство, такие области науки, как история, археология, этнография, лингвистика, филология, география, ботаника, медицина, а также педагогика, общественная деятельность по охране культуры и мира, по налаживанию культурных связей между народами - все это было значительно обогащено в результате многогранной творческой деятельности каждого из членов этой уникальной семьи.

  НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
(9 октября 1874 г. - 13 декабря 1947 г.)
   Древний род Рерихов («Рерих» в переводе с древнескандинавского означает «славой богатый») имеет датско-норвежские корни, восходя к Рюрикам. В Россию этот род переехал из Латвии еще при Петре I.
   Николай Константинович Рерих родился в 1874 году в Петербурге в семье известного нотариуса – Константина Федоровича Рериха. В возрасте 8-ми лет Николай Рерих был зачислен в знаменитую гимназию К.И. Мая. В интересы мальчика с раннего возраста входит археология: уже с 9-ти лет его берет с собой на раскопки известный археолог Л.В. Ивановский. Это происходило под Петербургом, где находилось имение Рерихов Извара.
   Уже с гимназических лет у Николая Рериха стали четко формироваться интересы к живописи, театру, истории, археологии, путешествиям. Рано проявилась любовь к  литературе и поэзии, в пятнадцать лет появляются первые публикации. А с семнадцати лет начались систематические занятия живописью. Кроме того, у Рериха проявился интерес  и к мозаичным работам.
   В 1893 году Николай Рерих окончил гимназию и осенью того же года сдал вступительные экзамены в Императорскую Академию художеств и одновременно, по настоянию отца, поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Он  также посещал лекции на историческом факультете. В 1895 году Н. Рерих поступил в мастерскую к знаменитому художнику А.И. Куинджи. «И стал  Архип Иванович учителем не только живописи, но и всей жизни…», – вспоминал Николай Константинович.
   Летом 1896 года Н.К. Рерих совершил поездки по Волге, в Крым и Киев. Серьезно занимала молодого исследователя археология, каждое лето он проводил в Петербургской, Псковской, Новгородской губерниях на раскопках.
  В 1897 году Н.К. Рерих был удостоен звания художника за картину «Гонец. Восстал род на род». В этом году он оканчивает Академию художеств и Университет. В 1898-1900 гг. Н.К. Рерих читал курс лекций в Императорском Санкт-Петербургском Археологическом институте на тему «Художественная техника в применении к археологии». Рерих поднимает совершенно новую проблему об органической связи искусства с наукой.
Широкий кругозор молодого Рериха способствовал его сближению со знаменитыми деятелями культуры того времени: В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым и др. На всю  жизнь запомнилась художнику поездка к Л.Н. Толстому.
   В 1899 году Николай Константинович Рерих знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, своей будущей женой, «другиней, спутницей, вдохновительницей», как потом называл ее художник. При этом он прибавлял, что «каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни».
   Осенью 1900 года молодой Рерих поехал за границу, где продолжал учебу у опытного преподавателя в Париже. Он посетил также Голландию и Северную Италию. По возвращению на родину осенью 1901 года состоялось бракосочетание Н.К. Рериха с Е.И. Шапошниковой.
   С 1901 г. Н.К. Рерих работал секретарем Императорской школы Общества поощрения художеств. Несмотря на большую загруженность Рерих продолжал заниматься живописью.
   В 1903-1904 гг. Рерихи осуществили свою первую большую поездку по древним русским городам. За два года они посетили более сорока русских городов. В этих поездках Николаем Константиновичем была создана большая серия архитектурных этюдов, названных С. Эрнстом “Пантеоном нашей былой славы”. Серия насчитывала свыше 100 произведений. Во время этого путешествия художник глубоко проникает в суть русской культуры, пытается разобраться в ее корнях. Мысль художника-ученого проникает в ту седую древность, где просматривались общие истоки славянской культуры и культуры Востока, где проявилось неожиданное единство европейского Севера и Индии. Николай Константинович изучает культуру Индии, ее легенды и сказания. Начинают просматриваться общие моменты с русскими преданиями. Рерих посещает библиотеки и музеи; сопоставления приводят к мысли о единых корнях древних славянской и индийской культур. В 1913 году у Николая Константиновича появится запись о Великом Индийском пути. Однако экспедиция на Восток для Рерихов еще не скоро станет реальностью.
   В 1906 году Н.К. Рериха утверждают директором Императорской школы Общества поощрения художеств, где Николай Константинович плодотворно работает по практическому утверждению большого, глубоко жизненного значения искусства.
   С 1909 года Николай Рерих – академик Российской Академии художеств. А в 1910 году он становится председателем возобновленного объединения художников «Мир искусства».
   Огромный вклад Н.К. Рерих внес в театральное искусство. С театром Рерих сотрудничал на протяжении четырех десятилетий – с 1905 по 1944 год. За этот период художник оформил свыше 30 постановок. Среди них опера А.П. Бородина «Князь Игорь», балет И.Ф. Стравинского «Весна священная», спектакли петербургского «Старинного театра» «Три волхва» и «Фуенте Авехуна», драма Г. Ибсена «Пер Гюнт», поставленная в Московском Художественном театре и другие.
   Н.К. Рерих своим творчеством также внес значительный вклад в христианскую культуру: на его полотнах отражены великие облики православных и католических святых, художник создает эскизы мозаик и росписей для православных храмов. Крепки были и личные контакты Николая Константиновича с православными иерархами того времени – истинными носителями православной мудрости и веры.
   С 1906 по 1914 год Н.К. Рерих постоянно участвует в зарубежных выставках русского искусства.
С начала первой мировой войны Н.К. Рерих принимает деятельное участие в работе русского Красного Креста. А в 1915 году Николай Константинович ознакомил Николая II со своим проектом по обеспечению в военное время сохранности культурного достояния народов путем соответствующей договоренности между странами.
   В декабре 1916 года семья Рерихов переезжает из Петербурга в Карелию в связи с возникшей у Николая Константиновича серьезной болезнью легких. Именно здесь, в Карелии, Рерихов застаёт Февральская, а затем и Октябрьская революции. Затем Финляндия отделилась от России, и вскоре закрыла границы (май 1918 г.). Семья Рерихов неожиданно оказалась за рубежом. Это были внешние события. На внутреннем же плане в факте той изоляции, в которой оказалась семья был свой скрытый смысл. Например, для Н.К. Рериха Карелия и та сложнейшая ситуация, в которой он оказался в связи с болезнью (он даже пишет завещание 1 мая 1917 г.) подводили своего рода черту под одним периодом его жизни и тут же начинался следующий. «Подъем на следующий виток был нелегок, сопряжен с физическими страданиями, духовными исканиями и, наконец, с принятием ряда решений, имевших судьбоносное значение», – пишет Л.В. Шапошникова в своем исследовании «Мастер». Лишь летом 1918 года здоровье Николая Рериха наконец окрепло.
   Художник уже долго стремился осуществить научную поездку на Восток. Но побывать в Индии необходимо было еще до возвращения на Родину, так как Николай Константинович прекрасно понимал, что из революционной России его не выпустят в британскую колонию.
   В ноябре 1918 года открывается выставка Рериха в Стокгольме. В марте 1919 года семья Рерихов покидает Финляндию, а осенью того же года Рерихи находились уже в Лондоне, где в 1920 году произошла  встреча Николая Константиновича с Р. Тагором. Сложившиеся обстоятельства корректируют планы художника и вместо Индии он на некоторое время отправляется в США, где складывались благоприятные возможности для осуществления экспедиции на Восток.
   1920-1922 годы – время выставок и художественно-просветительской деятельности в США. В 1921 году Н.К. Рерих организовал в Нью-Йорке Институт Объединенных Искусств. Почти одновременно с Институтом в Чикаго было учреждено Объединение художников «Пылающее сердце». А в сентябре 1922 года возник международный культурный центр «Венец мира», призванный осуществлять сотрудничество деятелей науки и искусства разных стран. Н.К. Рерих совершает большое турне по США с выставками своих картин: жители почти 30 городов познакомились с русским искусством, открывшим американскому зрителю многие страницы героического прошлого русского народа. Николай Константинович продолжает готовиться к поездке в Индию.
   И вот 8 мая 1923 года Н.К. Рерих с семьей покинул Америку и через Европу направился в Индию. Вначале была непродолжительная по времени, но очень насыщенная событиями исследовательская поездка по древней индийской земле (декабрь 1923 года). Затем Рерихи отправляются на север, в предгорье Восточных Гималаев, в окрестности городка Дарджилинг, откуда в 1924 году начинается великое путешествие по Внутренней Азии.
   Центрально-Азиатская экспедиция (1924-1928) явилась одной из самых замечательных страниц жизненного пути семьи Рерихов. Вместе с Н.К. Рерихом на маршруте постоянно были Елена Ивановна и старший сын Юрий Николаевич. Эта экспедиция – крупнейшая в XX веке и одна из самых значительных в истории. То, что происходило на ее очень протяженном и трудном маршруте, будет еще долго изучаться последующими поколениями. Экспедиция началась в Сиккиме в 1924 году,  далее маршрут пролегал через Кашмир, Ладак (Западные Гималаи), Китайский Синцзян. В 1926 году экспедиция пересекла границу Советского Союза и вскоре прибыла в Москву. Из Москвы путь лежал на Алтай и далее через Бурятию в Монголию. Караван пересек великую пустыню Гоби, Тибетское нагорье, Трансгималаи, где Рерихи были первыми из европейцев, и Гималаи с дальнейшим проходом в Индию (чем была осуществлена давняя мечта отечественных исследователей). Закончилась экспедиция в 1928 году в Сиккиме, откуда и была начата. 
   Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов дала ценнейший научный материал в связи с проведенными исследованиями древних азиатских культур, археологической и этнографической работой, географическими открытиями, ботаническими и другими коллекциями. Были найдены редчайшие манускрипты, собраны богатейшие лингвистические материалы и произведения фольклора. Кроме того, это была первая экспедиция в истории, маршрут которой был запечатлен на сотнях художественных полотен, написанных как на маршруте, так и годы спустя после его завершения.
   После Центрально-Азиатской экспедиции для обработки научных материалов, собранных на ее маршруте, а также для других изысканий в будущем Н.К. Рерихом в 1928 году был основан уникальный Институт Гималайских исследований «Урусвати». Он начал свою работу в долине Кулу (Индия, Западные Гималаи). «Урусвати» опередил свое время в методах работы и наборе исследуемых проблем. Это был первый в мире институт, где существовал синтез науки и духовности. Он наметил те вехи, по которым будет развиваться наука будущего.
   7 октября 1929 года состоялось торжественное открытие Музея Николая Рериха в Нью-Йорке в новом здании небоскреба. Николай Константинович передал туда сотни своих полотен. Музей проработал до июля 1935 г., когда раскрылись давно вынашиваемые грабительские планы нескольких близких сотрудников Рерихов. Один из них – Л. Хорш путем подложных бумаг завладел акциями и правами других членов Совета учреждений Музея. В результате картины, будучи музейной собственностью, а также учреждения были объявлены частной собственностью Хорша. Также незаконно супруги Хорши завладели дневниками-манускриптами Е.И. Рерих, написанными ею в период 1920-1935 гг. Хорш и его сообщники, совершив это неслыханное предательство, нанесли серьезный удар по многим культурным начинаниям Рерихов в США. После раскрывшегося предательства Хорши пустили в ход многие клеветнические измышления против Рерихов.
   Сорок лет жизни Н.К. Рерих отдал делу охраны культурных ценностей. Его многолетняя работа в этом направлении увенчалась успехом: 15 апреля 1935 года в Вашингтоне в Белом Доме представителями 21 государства был подписан «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)». Позднее к Пакту присоединились и другие страны. Инициатива Н.К. Рериха была очень своевременна для человечества, так как надвигалась вторая мировая война. Ужасы этой войны в очередной раз напомнили человечеству о безотлагательной необходимости  мер по охране Культуры. 14 мая 1954 года на основе Пакта Рериха в Гааге была принята «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». Ее подписали многие страны мира, в том числе и Советский Союз.
   В 1934-1935 гг. Н.К. Рерих вместе со старшим сыном –  востоковедом и филологом Юрием Николаевичем Рерихом совершает вторую крупную научную экспедицию в Маньчжурию и Китай. Экспедиция была организована в связи с обращением к Н.К. Рериху Департамента земледелия США. Предложение состояло в том, чтобы Николай Константинович организовал экспедицию по сбору семян растений, которые были бы устойчивы к эрозии почвы и предотвращали разрушение ее плодоносных слоев. Экспедиция состояла из двух частей. Первый маршрут включал Хинганский хребет и Баргинское плато (1934 г.), второй – пустыни Гоби, Ордос и Алашань (1935 г.). Эти маршруты проходили по территории Внутренней Монголии, расположенной в северной и северо-восточной части современного Китая. В целом экспедиция имела прекрасные результаты: было найдено около 300 видов засухоустойчивых растений, собраны лекарственные растения, проведены археологические исследования, собраны старинные рукописи, имевшие большую научную ценность. Во время этой экспедиции Н.К. Рерих серьезно задумывается над причинами образования пустынь на планете.
   С 1936 года Н.К. Рерих безвыездно живет в Индии, ведя интенсивную научную и художественную деятельность. Во время второй мировой войны все мысли и вся деятельность художника неотступно были связаны с героической борьбой, которую вел советский народ с фашистскими захватчиками. В период с 1941 по 1944 год  Н.К. Рерих проводил выставки  и средства с продажи картин  перечислял в пользу Красной Армии, писал художественные полотна на патриотическую тематику и публиковал патриотические выступления в печати. В это время Н.К. Рерих - почетный президент Американо-Русской Культурной Ассоциации (АРКА).
   Прожив долгие годы за границей Н.К. Рерих никогда не прерывал связи с Родиной, не менял подданство. Он всегда мечтал вернуться в Россию. Но, 13 декабря 1947 года во время сборов на Родину великий художник и мыслитель Николай Константинович Рерих ушел из жизни. Его тело было предано огню на склоне горы в долине Кулу, недалеко от дома, где почти двадцать лет жил и творил великий Мастер. Это творчество было поистине всеохватным.Н.К.    Рерих – выдающийся художник, написавший более семи тысяч картин. Он был крупным философом и мыслителем, открывшим человечеству новые грани познания во многих областях. Он дал человечеству знания о глубинной сути Культуры и считал, что Культура является важнейшим устоем развития человечества. Академик Николай Рерих явился почетным президентом, действительным и почетным членом многих десятков научных и культурных организаций в разных странах мира. В знак признания многогранной деятельности Н.К. Рерих был награжден высокими наградами. Художественное полотно жизни великого Мастера отобразило в себе прекрасные вершины достижений человеческого духа на пути безграничного служения Родине и человечеству.


  ЕЛЕНА ИВАНОВНА РЕРИХ
(12 февраля 1879 г. - 5 октября 1955 г.)

   Елена Ивановна Рерих родилась в 1879 году в Петербурге в дворянской семье Шапошниковых. Отец – Иван Иванович Шапошников – академик архитектуры, мать – Екатерина Васильевна – принадлежала к старинному роду Голенищевых-Кутузовых, корни которого уходят в глубину столетий, к Новгороду XIII века. Двоюродным прадедом Елене Ивановне приходился великий русский полководец М.И. Голенищев-Кутузов, а двоюродным дядей – гениальный композитор М.П. Мусоргский. Также по женской линии род, к которому принадлежала Елена Ивановна, был связан с освободителем России – князем Дмитрием Пожарским, а через род Мусоргских – с Рюриками.
   Имя «Елена» в переводе с греческого означает «зажженный факел, свет, огонь», что было подтверждено жизненным подвигом Е.И. Рерих, осветившим многим дорогу к новому познанию и зажегшим многие очаги Света.
   Елена Шапошникова уже в раннем детстве была ребенком незаурядным: ее большие способности, развитое чувствознание, возвышенные переживания очень отличали девочку от ее сверстников. Это был ребенок, обладавший далеко не детскими предчувствиями; она могла видеть и чувствовать то, что не видели и не ощущали другие. Кроме того, девочка быстро освоила французскую и немецкую азбуки и «к шести годам свободно читала и даже писала на трех языках», как вспоминала сама Елена Ивановна. С самых ранних лет она испытывает большой интерес к книгам, которые становятся «лучшими наставниками и друзьями».
   Свое образование Елена Шапошникова продолжает в Мариинской женской гимназии. Кроме того, девушка активно занимает самообразованием: углубляется в изучение истории религии и философии, литературы, а также продолжает начатые ранее занятия музыкой по классу фортепиано, в чем у нее было особое дарование. В 16 лет Елена Шапошникова оканчивает гимназию с золотой медалью и поступает в Санкт-Петербургскую частную музыкальную школу.
   Вместе с тем Елена Ивановна достигла того возраста, когда ей становилась доступна светская жизнь с балами и всевозможными праздниками. Она была признанной красавицей с безупречными манерами и обладала такими яркими чертами, как развитый, ясный ум и мощная интуиция. Конечно, Елена Ивановна привлекала внимание многих, ей делали выгодные предложения руки и сердца, но ее внутренние ориентиры были совсем иными. Девушка поставила себе задачу выйти замуж за человека, преданно служащего искусству, и никакие внешние влияния, будь то мнение окружающих или ложные зовы светской жизни, не были властны над ней.
   Наступил 1899 год. С этого времени начинался новый этап в жизни: прекрасно образованная двадцатилетняя красавица Елена Шапошникова встретилась с молодым, но уже известным в то время художником Николаем Рерихом. В дальнейшем весь жизненный путь Елены Ивановны будет неразрывно связан с этим человеком. Осенью 1901 года состоялось бракосочетание Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Шапошниковой. Это была поистине уникальная пара, в которой каждый, являясь глубокой и неповторимой индивидуальностью, вместе составляли единое и нераздельное целое. Это был пример гармоничного творческого содружества, в котором Елена Ивановна представляла как бы его внутреннюю сторону, а Николай Константинович олицетворял внешнее выражение. Трудно назвать какую-либо область его деятельности, где бы ни присутствовало творческое вдохновляющее начало, которое несла в себе Елена Ивановна. Кроме того, ее удивительная способность глубоко ощущать окружающий мир отзывалась во внутреннем мире Николая Константиновича и находила выражение в многогранных творческих достижениях Рериха-художника, ученого и литератора.
   Е.И. Рерих, к большому удивлению своих родственников, погружается в совершенно иную жизнь: путешествует с Николаем Константиновичем, принимает активное участие в археологических раскопках, просто одетая, ведет походный образ жизни. Но трудности никогда не были препятствием для Елены Ивановны. Она всегда была рядом с мужем, помогала ему и поддерживала во всех начинаниях. По прошествии многих лет, в 1941 году, Н.К. Рерих записывал: «Сорок лет – немалый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: “Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице”. Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское».
   У супругов было двое сыновей: в 1902 году родился Юрий, а в 1904 – Святослав. Юрий Николаевич станет выдающимся ученым-востоковедом, Святослав Николаевич – крупным художником, мыслителем и общественным деятелем. При этом они всегда оставались неотъемлемой частью единого коллектива, в котором родителей и сыновей связывали одни цели и устремления. Елена Ивановна была прекрасной матерью, она раскрыла в сыновьях все лучшее, развила в них стремление к постоянному познанию, красоте и высоким нравственным ориентирам. Она была сердцем и устоем всей семьи, Ведущей, что в красивых и возвышенных образах неоднократно запечатлел Н.К. Рерих на своих полотнах.
   С декабря 1916 года по конец марта 1919 года семья Рерихов в связи с болезнью Николая Константиновича живет в Карелии. Этот небольшой по времени период оказался очень важным этапом внутренней жизни как Елены Ивановны, так и Николая Константиновича. В Карелии сложились благоприятные обстоятельства, которые подвели Рерихов к осознанию жизненной задачи. Н.К. Рерих записывает: «Делаю земной поклон Учителям Индии. Они внесли в хаос нашей жизни истинное творчество и радость духа, и тишину рождающую. Во время крайней нужды Они подали нам Зов. Спокойный, убедительный, мудрый знанием». Ведущую роль в истолковании Зова играет Елена Ивановна. Николай Константинович в связи с этим писал: «И друг моей жизни, жена моя Лада, прозревала на всех путях наших. Нашла она водительство духа. И укрепила она путь наш». О той работе, которая протекала тогда во внутреннем мире супругов, ярко свидетельствует художественное и литературное творчество Н.К. Рериха Карельского периода.
   Огромные культурно-духовные накопления Е.И. Рерих, ее безупречные нравственные качества и постоянное устремление к высшему знанию открыли в ее жизни новые удивительные возможности. В 1920 году в Лондоне состоялась первая встреча Елены Ивановна Рерих с Великими Учителями, которых на Востоке называют Махатмами (санскр. – «Великая Душа»). В сотрудничестве с Ними Еленой Ивановной была создана серия книг, получившая название «Живая Этика». Первые записи Живой Этики были сделаны в Лондоне 24 марта 1920 года и продолжались всю последующую жизнь. Этот четырнадцатитомный труд является своего рода стержнем многогранного наследия семьи Рерихов, в том числе и художественных работ Николая Константиновича.
   Живая Этика – это философская система, которая несет в себе новую систему познания, представленную синтезом основных способов познания – научного и метанаучного. Она содержит единство древних и современных знаний, накопленных как Западом, так и Востоком. Путь реализации Живой Этики пролегает через науку, которой в данной философской системе придается большое значение. Живая Этика отразила суть энергетического мировоззрения и содержит развернутую концепцию космической эволюции человечества; ее роль в формировании нового космического мышления, или космизма, новых научных подходов к изучению Мироздания как целостной энергетической системы очень значительна.
   Возникновение Живой Этики нельзя рассматривать вне общего культурно-исторического процесса, включая и Духовную революцию, начавшуюся в России в конце XIX – начале XX столетия, в пространстве которой творили выдающиеся философы и ученые-космисты Серебряного века. В то время утверждалось новое мышление – космическое, шедшее на смену социологическому мышлению XIX века. В этом процессе ведущую роль как раз играла Живая Этика, ряд положений которой был созвучен с идеями выдающихся ученых и философов. Надо отметить, что в наши дни идеи Живой Этики неотвратимо входят в научный оборот, в частности, они уже используются в философии, истории, культурологии, физике, астрофизике, педагогике и других областях.
   В октябре 1920 года семья Рерихов приезжает в США, где Елена Ивановна активно включилась в культурно-просветительскую деятельность, участвовала в организации и руководстве возникающих в США женских организаций.
   Елена Ивановна принимала активное участие в организованной и проведенной Н.К. Рерихом Центрально-Азиатской экспедиции (1924-1928 гг.) и явилась первой русской женщиной, прошедшей сложнейший и во многом опасный путь длиной в двадцать пять тысяч километров по тропам Внутренней Азии. На маршруте она изучала и записывала предания и легенды, при этом, продолжая работать над философскими трудами. Е.И. Рерих вдохновляла и поддерживала всех вокруг, показывая пример стойкости и мужества. Николай Константинович записывал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улаживании всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к такому бывало немало поводов самого различного характера».
   По окончании Центрально-Азиатской экспедиции Е.И. Рерих становится президентом-основателем Института Гималайских исследований «Урусвати», созданного Рерихами в Индии в древней долине Кулу (Западные Гималаи). Нельзя не отметить энциклопедическую широту познаний и потрясающую работоспособность этой удивительной женщины. Ее знания охватывали такие сферы, как философия и мировая культура, естествознание и литература, музыка и живопись, иностранные языки и педагогика, космология и медицина, изучение свойств человека и т.д. Это позволяло ей быть в курсе всех научных проблем Института и осуществлять руководство его отделами, в том числе и на уровне концепций. (Институт включал отделы: археологический, естественных наук, медицины, научная библиотека, музей для хранения экспедиционных находок, которые, в свою очередь, включали подразделения). Во многом это было учреждение нового типа, ориентированное в основном не на кабинетные исследования, а на экспедиционную практическую работу. В основу его деятельности были положены синтез, подвижность, широта способов познания, а также такой важнейший для науки принцип, как нравственность. «Урусвати» развивал широкое международное сотрудничество с научными учреждениями Индии, Америки, Европы. Среди них Дарджилингский университет, институт Джагадиша Чандра Боса в Калькутте, Мичиганский и Гарвардский университеты, Национальный музей естественной истории в Париже, Департамент земледелия США, Ботанический сад в Нью-Йорке. Институт включал в круг своих контактов 250 институтов, университетов, музеев, научных обществ. Среди имен, связанных с Гималайским Институтом, можно назвать лауреатов Нобелевской премии: А. Эйнштейна, Р. Милликана, Л. де Бройля, а также других видных деятелей науки и искусства, таких как Н.И. Вавилов, С.И. Метальников, Ч. Раман, Р. Тагор, Ч. Ланман, С. Гедин, Р. Чаттерджи и другие.
   Название института – «Урусвати» – в переводе с санскрита значит «Свет Утренней Звезды». Так Учителя, с которыми сотрудничали Рерихи, называли Елену Ивановну. То, что ее именем был назван Институт, очень показательно, т.к. Е.И. Рерих, по существу, заложила основы новой, одухотворенной, нравственной науки и наметила магистральные пути ее развития. Е.И. Рерих была как бы душой Гималайского института, работа которого обозначила новую веху в развитии мировой науки.
   Долгие годы Елена Ивановна прожила в священной гималайской долине Кулу. Там она продолжала работу над книгами Живой Этики, вела обширную переписку, включавшую более ста сорока корреспондентов и охватывавшую несколько континентов. В своих письмах Е.И. Рерих касается сложных мировоззренческих вопросов, связанных с осмыслением положений Живой Этики, освещает проблемы развития науки, продвижения культурных проектов, координирует деятельность многих культурно-просветительских организаций в разных странах.
   Особого внимания заслуживает переписка Е.И. Рерих с президентом США Ф. Рузвельтом, так как то, о чем писала ему Елена Ивановна в середине 1930-х годов, оказало благотворное влияние на ход мировых событий тех лет. В своих письмах она обращала внимание Ф. Рузвельта на Россию. Находясь в далекой гималайской долине, тем не менее, Елена Ивановна прекрасно ориентировалась в международном положении. Президент это хорошо понимал и старался прислушиваться к ее советам. Спустя несколько лет СССР и США вместе противостояли фашистской Германии. Иногда складывается впечатление, что мысль этой женщины как бы охватывает весь мир, ничто не ускользает от ее внимания и анализа. Выводы ее точны, а то, что она предсказывала – сбывалось.
   Елена Ивановна вместе с Николаем Константиновичем всю жизнь мечтали вернуться на Родину. Во многих своих письмах Е.И. Рерих с огромной любовью пишет о России и ее народе, отмечая, что народ русский в будущем ждет великий расцвет, но для этого надо много потрудиться. Однако приезд в Советский Союз так и не состоялся. В 1947 году в сборах на Родину ушел из жизни Николай Константинович Рерих, великий художник, ученый и мыслитель, многолетний сподвижник Елены Ивановны. В начале 1948 года Е.И. Рерих вместе со старшим сыном, Юрием Николаевичем, покидает долину Кулу, где семья прожила почти двадцать лет. Они направляются сначала в Дели, а затем в Бомбей, где ожидают прибытия парохода из Советского Союза, который должен был привезти им въездные визы. После долгого ожидания пароход пришел, но виз не было: во въезде в СССР им было отказано. В Кулу Елена Ивановна возвращаться не хотела: там все напоминало об ушедшем муже, которого она очень любила. Вместе с Юрием Николаевичем она едет в Сикким (Восточные Гималаи), где останавливается в небольшом городке Калимпонге.
   Почти 7 лет, которые Е.И. Рерих проведет в небольшом доме Калимпонга, пройдут в такой же напряженной работе, как и прежде. Она позволяла себе только небольшие вечерние прогулки. Однако годы брали свое. День 5 октября 1955 года стал завершающим в земном пути Елены Ивановны Рерих. Через два дня, на горе Турпиндара, ее тело было кремировано, а на месте кремации вскоре была воздвигнута величественная белая ступа, угловые камни которой несут на себе священные изображения Горящего Сердца и Чаши с Пламенем.
   Е.И. Рерих оставила человечеству богатейшее научное и философское наследие. Ее сын – Святослав Николаевич Рерих – в 1962 году писал: «После себя Елена Ивановна оставила столько замечательных манускриптов. Они одни могут напитать целую эпоху». Помимо томов Живой Этики и большого количества философских писем, ею были написаны и изданы под псевдонимами такие работы, как «Основы буддизма», уникальный сборник легенд и апокрифов «Криптограммы Востока», где приводятся неизвестные и малоизвестные факты из жизни Христа, Будды, Сергия Радонежского, Аполлония  Тианского, правителя Индии Акбара, очерк «Преподобный Сергий Радонежский», осветивший жизнь великого Подвижника духа и собирателя Земли Русской, очерк «Три ключа», в котором повествуется о самом трудном в жизни человека – о внутренней работе над собой. Большой интерес представляет сборник «У порога Нового Мира», вышедший в 2000 году в расширенном варианте. В добавление к уже опубликованным в 1996 году разделам в него вошли «Страницы дневника Е.И. Рерих», «Космологические записи», «Изучение свойств человека». Кроме того, с 1999 года осуществляется публикация полного собрания писем Е.И. Рерих, с которыми, как и со многими другими ее трудами, можно ознакомиться благодаря большой архивной, научно-исследовательской и издательской работе, которую осуществляют сотрудники Международного Центра Рерихов (г. Москва).
   Елена Ивановна была очень талантливым переводчиком. На русский язык она перевела обширную выборку из «Писем Махатм к Синнету». Эти бесценные мысли, записанные Великими Учителями, составили отдельную книгу под названием «Чаша Востока». Грандиозным переводческим трудом, требовавшим энциклопедических знаний во многих областях, явились два тома «Тайной доктрины» Е.П. Блаватской.
    В будущем нам предстоит еще многое открыть для себя из необъятного наследия этой Великой Женщины. Известно, что большое количество трудов Елены Ивановны Рерих еще не опубликовано – они ждут своего часа. Но даже то, что уже приоткрыто, свидетельствует о нераздельности сути ее огромной работы и судеб человечества, о том, что значение ее духовного опыта и героического творчества с каждым годом будет все более возрастать.

  ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ РЕРИХ
(16 августа 1902 г. - 21 мая 1960 г.)

   Юрий Николаевич Рерих – старший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов – выдающийся ученый-востоковед, доктор филологических наук, блестящий лингвист, историк, этнограф, археолог, путешественник, искусствовед, оригинальный мыслитель. Он знал около 30 языков, европейских и азиатских, что позволило ему глубоко изучить духовную культуру многих народов. Как ученый, Ю.Н. Рерих имел мировую славу, был избран членом Королевского Азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского Археологического общества и многих других.
   Ю.Н. Рерих родился 16 августа 1902 года в Новгородской губернии близ села Окуловка. Учеба началась в Петербурге: с 1912 по 1916 год Юрий Николаевич учился в частной гимназии К.И. Мая в Петербурге. Там он интересуется древними культурами Востока, чему способствовали занятия с выдающимся русским египтологом академиком Б.А. Тураевым. Интересы Юрия ширятся – его внимание приковывают отдаленные районы Азии. Его интересовали проблемы Великого переселения народов, кочевые империи и таинственные древние курганы. Юрий начинает изучать монгольский язык и литературу с известным монголистом А.Д. Рудневым.
   В 1919 году семья Рерихов переезжает в Англию, где Юрий Николаевич поступает на индо-иранское отделение Школы восточных языков при Лондонском университете. Образование молодой человек продолжил в Соединенных Штатах Америки в Гарвардском университете. Там Юрий Николаевич продолжал заниматься санскритом; тогда же он начал изучение языка пали и китайского языка. Завершает свое образование Юрий Рерих в Школе восточных языков при Парижском университете. Здесь же он занимается тибетским языком и продолжает занятия санскритом, монгольским, китайским и иранскими языками. Юрий Николаевич продолжает совершенствоваться в истории, археологии и этнографии. Учителями Ю.Н. Рериха были выдающиеся ученые. В течение года Юрий Рерих работает на Средне-Азиатском и Монголо-Тибетском отделениях Парижского университета и одновременно занимается на военном и юридическо-экономическом отделениях. Юрий Николаевич учился у таких выдающихся ученых, как проф. П. Пеллио, проф. Бако, С. Леви, А. Мейе, А. Масперо, проф. В.Ф. Минорский (крупнейший отечественный иранист). В 1923 году в возрасте 21 года Ю.Н. Рерих заканчивает Парижский университет и получает степень магистра индийской филологии. В это время появляются первые статьи Юрия Николаевича по востоковедению.
   В 1923 году Ю.Н. Рерих вместе с семьей отправляется в свою первую научную экспедицию в Индию. А с 1924 по 1928 гг. он вместе с родителями совершает экспедицию по Внутренней Азии, которая получила название Центрально-Азиатской и явилась крупнейшей научной экспедицией XX века. Молодой ученый сыграл в этой экспедиции свою важнейшую роль и без него решение многих задач было бы невыполнимо. Юрий Николаевич, несмотря на столь молодой возраст, нес ответственность за охрану экспедиции и за многие организационные моменты. Также Ю.Н. Рерих выполнял роль переводчика: прекрасно владея языками, он мог общаться с местным населением, что для научной экспедиции было просто неоценимо.
   По окончании экспедиции Юрий Николаевич становится бессменным директором Института Гималайских исследований «Урусвати» (Кулу, Индия) – с самого его основания, то есть с 1928 по 1939 годы.
   После Центрально-Азиатской экспедиции выходят в свет такие труды Ю.Н. Рериха, как «Современная тибетская фонетика» (1928), «Звериный стиль  у кочевников Северного Тибета» (Прага, 1930), «По тропам Срединной Азии» (Париж, 1931) и другие, внесшие большой вклад в мировую востоковедческую науку.
   Около сорока лет Ю.Н. Рерих провел за границей – учеба, экспедиции, исследовательская работа в Индии, но при этом он всегда оставался патриотом своей Родины. Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Юрий Николаевич сразу дал телеграмму в Лондон послу СССР Майскому, где была просьба о зачислении его добровольцем в ряды Красной Армии. Однако в этой просьбе Юрию Николаевичу, как и его брату, Святославу Николаевичу, было отказано.
   После ухода из жизни Н.К. Рериха в 1947 году, Юрий Николаевич вместе с Еленой Ивановной, так и не получив разрешения вернуться на Родину, едет в Калимпонг (Сикким). С 1949 года Юрий Николаевич работает в Индо-Тибетском исследовательском институте, заведует курсами китайского и тибетского языков.
   В 1957 году, во время хрущевской «оттепели», Ю.Н. Рерих получил разрешение вернуться в Россию. Известно, что еще в 30-е годы востоковедческая школа в СССР была почти полностью уничтожена. Несмотря на это, Ю.Н. Рерихом за три неполных года, проведенных в Советском Союзе, в невероятно сложных условиях жесткого партийно-идеологического контроля, было сделано очень много. В Институте Востоковедения АН СССР в Москве Ю.Н. Рерих возглавил сектор истории религии и культуры Индии. Он возродил школу Российской буддологии и создал отечественную школу тибетологии, явившуюся новой школой в советском востоковедении, преподавал санскрит и тибетский языки, подготовил к изданию тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями, добился возобновления издания серии “Библиотеки Буддики”. Ю.Н. Рерих написал большое количество научных работ, заложил фундамент новой науки о кочевниках – номадистики.
   Много сил приложил Юрий Николаевич к тому, чтобы вернуть Родине имя своего отца, выдающегося художника и мыслителя Н.К. Рериха. Ю.Н. Рерих привез в Советский Союз принадлежавшую ему часть наследия родителей: более 400 картин отца, огромную библиотеку, ценные предметы. Усилиями Юрия Николаевича устраиваются первые выставки картин Н.К. Рериха: сначала в Москве (апрель 1958 г.), а затем в Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси и других городах.
   Работе во имя новой науки, где нравственность и знания будут нераздельны, Ю.Н. Рерих отдавал все свои силы. В конце концов сердце Ю.Н. Рериха не выдержало, его убила та тяжелая атмосфера, в которой он работал. 21 мая 1960 года Ю.Н. Рерих скончался от сердечного приступа. Он ушел совсем неожиданно для знавших его, в расцвете творческих сил, знаний и накопленного опыта.
   Юрий Николаевич Рерих – великий ученый и Человек с большой буквы, носитель высочайших нравственных принципов, своей героической жизнью показал яркий пример Человека и Ученого будущего.

  СВЯТОСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ РЕРИХ
(23 октября 1904 г. - 30 января 1993 г.)

   Святослав Николаевич Рерих – младший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов – всемирно известный художник, создавший около 4000 полотен, талантливый литератор, незаурядный философ, тонкий знаток ботаники и биохимии, педагог и общественный деятель. Он был доктором искусствоведения, академиком живописи, почетным академиком Академии Художеств СССР, почетным членом Болгарской академии художеств, академиком Академии изящных искусств Индии и постоянным представителем ее в правительстве этой страны. С.Н. Рерих был награжден многими правительственными наградами различных стран. Он был инициатором создания и активным участником большого числа культурных и просветительских центров во всем мире.
   С.Н. Рерих родился 23 октября 1904 г. в Петербурге. Вместе с братом Юрием  получил образование  в гимназии К.И. Мая, где когда-то учился и Н.К. Рерих.
   В 1918 - 1920 годах Святослав Рерих учится в подготовительной школе к Университету в Лондоне, а затем на архитектурном отделении Колумбийского университета в США. Продолжая изучение архитектуры, С.Н. Рерих учится в аспирантуре в Гарварде. В Бостоне он занимается скульптурой, искусствоведением, театральными постановками. Кроме того, Святослав Николаевич много работал самостоятельно, повышая свое образование: путешествовал по Европе и Америке, изучая живопись в музеях разных стран. Вскоре появились первые его выставки, его картины стали приобретать музеи. Он также занимался книжной иллюстрацией и графикой.
   В 19 лет С.Н. Рерих стал директором Международного Центра  Искусств «Corona Mundi” (“Венец мира”) в Америке, основанного его отцом. В 1923 году С.Н. Рерих принимал участие в Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н.К. Рерихом, сопровождая ее на Индийском маршруте. В сентябре 1924 года он возвратился в США, где продолжал активную культурную деятельность в качестве директора Международного Центра Искусств и вице-президента Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке. Святослав Николаевич в те годы организовывал финансирование Центрально-Азиатской экспедиции, которая продолжала свой путь по странам Внутренней Азии.
   В 1934 году С.Н. Рерих переехал из США в Индию. Там он возглавил отделение естественных наук в научно-исследовательском институте “Урусвати”, основанном семьей Рерихов в  долине Кулу (Западные Гималаи). В Индию С.Н. Рерих приехал уже известным художником. Его картины – это прекрасные портреты, пейзажи и полюбившийся художнику индийский народ, это освещение общечеловеческих проблем: войны и мира, духовного пути человечества, это картины, несущие отсветы миров иных, более тонких, состояний материи. Кроме живописи в Индии С.Н. Рерих занимался ботаникой, химией, медициной, продолжал изучать искусство.
   В первые дни Великой Отечественной войны Святослав Николаевич и его брат Юрий Николаевич подали заявление о зачислении их добровольцами  в Красную Армию, но ответа не получили. Вся семья Рерихов помогала Родине, внося свой вклад в Фонд Красного Креста и Красной армии.
После войны Святослав Николаевич женился на известной индийской киноактрисе Девике Рани. В конце 40-х годов они переехали на юг Индии, где поселились в имении Татагуни близ города Бангалора. Индия становится второй родиной Святослава Николаевича, там он проживет вплоть до своего ухода в 1993 г. В 80-х годах С.Н. Рерих организовал в Бангалоре Культурно-просветительский центр воспитания молодежи, где осуществляются новые педагогические принципы.
   С.Н. Рерих внес огромный вклад в развитие советско-индийской дружбы. За выдающиеся заслуги в укреплении культурных связей между двумя странами С.Н. Рериху было присвоено звание лауреата Международной премии им. Дж. Неру,  и он был награжден высшей наградой Индии – орденом “Падма Бхушан”.
   С 1960-х по 1990-е годы в Советском Союзе проходили персональные выставки С.Н. Рериха, которые пользовались огромным успехом.
   Одним из главных дел жизни С.Н. Рериха стало создание в Москве в 1989 году Советского Фонда Рерихов (СФР), куда Святослав Николаевич передал принадлежавшее ему наследие семьи Рерихов: архивы, семейные реликвии, картины, рукописи, книги, личные вещи. В 1991 году по инициативе Святослава Николаевича СФР был переименован в Международный Центр Рерихов (МЦР) – Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, который является ассоциированным членом Ассоциации неправительственных организаций при Департаменте общественной информации Организации Объединенных Наций.
   Своим доверенным лицом в деле создания Центра-Музея им. Н.К. Рериха, а также по хранению и использованию наследия С.Н. Рерих официально назначил видного ученого-индолога, путешественника, литератора, лауреата премии им. Дж. Неру Л.В. Шапошникову. Ныне Людмила Васильевна – академик РАЕН, академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, заслуженный деятель искусств РФ, Генеральный директор Центра-Музея имени Н.К. Рериха, вице-президент Международного Центра Рерихов.
   Ныне Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха является законным наследником семьи Рерихов. Он, продолжая воплощать и развивать культурную, научную и миротворческую деятельность этой великой семьи, стал не только культурным центром международного масштаба, но и центром нового мышления.

           
Автор текста В.Г. Соколов

ИЗ ИСТОРИИ ПАКТА РЕРИХА

         Мысль о необходимости специального соглашения по охране просветительных учреждений и памятников культуры возникла у Николая Константиновича Рериха (1874-1947) еще в русско-японскую войну. А в начале первой мировой войны Николай Константинович вынес этот вопрос на обсуждение широкой общественности, попытался придать ему государственное значение. Он обратился к верховному командованию русской армии и правительствам Франции и США с предложением обеспечить в военное время сохранность культурного достояния народов путем соответствующей договоренности между странами. Действуя с присущей ему энергий, художник ознакомил со своим проектом многих высокопоставленных лиц, а в 1915 году и самого Николая II, но дело так и не продвинулось. Тем не менее от идеи охраны культурных ценностей при военных столкновениях Рерих не отказался, и проведение ее в жизнь заняло большое место в его дальнейшей общественной деятельности.

         В 1929 году Николай Константинович вторично поднимает этот вопрос. Он указывал на положительный пример Красного Креста, идею которого также в свое время встретили с недоверием, и потребовалось много времени и усилий, чтобы провести ее в жизнь. В этом же году был опубликован полный текст проекта Пакта, разработанный французскими юристами-международниками, с сопроводительным обращением Рериха к правительствам и народам всех стран.

Вместе с Пактом Николай Рерих предложил и отличительный флаг, назвав его Знаменем Мира.   На белом фоне в окружности, символизирующей Вечность, три соединенные амарантовые сферы: знак бесконечной преемственности Культуры Прошлого, Настоящего и Будущего и накопления энергетики культурных ценностей. Этот знак также означает единство Науки, Искусства и Нравственности в круге Культуры. С давних времен этот знак культивировался на разных континентах, а его происхождение теряется в далекой древности.

Знамя Мира было освящено в Соборе Святой Крови в г. Брюгге.

Мысль Николая Рериха о защите культурных ценностей поддержали выдающиеся деятели культуры, дальновидные политики, руководители государств, прогрессивные священнослужители: президент США Франклин Рузвельт, короли Югославии и Бельгии – Александр I и Альберт I, митрополит Платон, кардинал Бурн, архиепископ Иоанн, о. Г. Спасский, Марк Шено, Р. Тагор, Р. Роллан, Б. Шоу, Т. Манн, А. Эйнштейн, Г. Уэллс и многие другие. Почетным председателем Русского комитета Пакта Рериха в Харбине (Маньчжурия) был архиепископ Камчатский и Петропавловский Нестор. Постоянные комитеты Пакта и Знамени Мира были учреждены в 1929 году в Нью-Йорке,   в 1930 году в Париже и Брюгге.

В 1931 году в Брюгге под руководством члена комиссии по охране памятников Бельгии К. Тюльпника был организован Международный союз Пакта Рериха. В сентябре этого же года в Брюгге прошла Первая международная конференция, в работе которой приняли участие официальные представители некоторых государств и деятели общественных и культурных организаций.

В августе 1932 года опять в Брюгге состоялась Вторая конференция Пакта Рериха. Конференция вынесла решение об обращении ко всем странам с призывом признать за Пактом силу международного документа. На выставке, созданной для конференции, было представлено 6000 фотографий архитектурных памятников, которые по своей уникальности требовали специальной охраны.

Третья конференция Пакта была созвана в ноябре 1933 года в Нью-Йорке. В ней участвовали официальные представители 36 государств. Конференция подготовила рекомендацию о принятии Пакта правительствами всех стран.

15 апреля 1935 года в Вашингтоне в присутствии президента США Ф. Рузвельта представители стран обоих Америк подписали Международный «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)». Николай Рерих записал в своём дневнике слова, которые многим теперь кажутся пророческими: «По степени личного участия глав государств в культурных делах познаётся и будущий расцвет самой страны. Там, где подан личный пример, там произойдет и прямое действие». Посылая приветствие тем, кто «рукою своею скрепил Договор о Ценностях всего Человечества», Н.К. Рерих писал: «Будем хранить в памяти этот день, как знак светлого будущего, как еще один импульс к полезным строительным достижениям. ...Истинно, будет и должен быть памятным сегодняшний день 15-го апреля». В ряде стран после заключения Договора 1935 года были приняты резолюции в поддержку Пакта Рериха.

Этот Договор стал первым международно-правовым актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением, принятым в этой области до второй мировой войны. Для государств, которые ратифицировали Пакт Рериха, он сохраняет силу до сих пор.

Последователи дела Рериха продолжали начатое и после ухода Николая Константиновича. В 1950 году Комитет Пакта Рериха направил директору ЮНЕСКО копию со всей документации по истории движения.

14 мая 1954 года в Гааге на основе Пакта Рериха была принята «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». В следующем году этот Пакт был ратифицирован всеми 39 странами, подписавшими Заключительный акт, в том числе и Советским Союзом.

В последнее время, осознавая первостепенное значение Культуры, люди планеты поднимают Знамена Мира в разных точках Земли. Знамя Мира поднято в ООН, в Государственной Думе России, музеях и культурных центрах мира, на Северном и Южном Полюсах, на Эвересте и других вершинах мира, на высочайшей вершине Украины -- горе Говерле. В 1990 году Знамя Мира было впервые поднято в космос. А с 1997 г. Знамя Мира находилось на космической орбите на станции «Мир».

 *    *     *

Николай Константинович Рерих – водитель Культуры, давший великий импульс к утверждению и охранению истинных ценностей – неоднократно повторял, что всякое единение на ниве Культуры послужит благу всего человечества: «... без преувеличения, сокровища культуры являются оплотом народа. Все строительство, все просвещение, все духовное вдохновение, вся радость и спасение нарождаются на основах культурных ценностей!» (Н.К. Рерих, «Ценность прекрасного»).

«Настоящий Пакт многие называют Красным Крестом Культуры. Неоднократно нам приходилось подчеркивать, что если Красный Крест прекрасно заботится о физическом здоровье человечества, то Пакт по охране культурных сокровищ должен быть как бы целителем и покровителем духовного здравия человечества». (Н.К. Рерих, «Русскому комитету Пакта Рериха в Харбине»).

«Повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего. Это произойдет тогда, когда все страны торжественно поклянутся охранять сокровища Культуры, которые в сущности принадлежат не одному народу, но Миру. Этим путем мы можем создать еще одно приближение к расцвету Культуры и Мира». (Н.К. Рерих, «Знамя Мира»)


Фильм " Время собирать камни" посвященный Пакту Рериха смотрите на сайте МЦР в разделе " Издания МЦР"


НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
принимал участие в работе нескольких десятков
обществ, академий, институтов и ассоциаций.
Он являлся:
академиком Российской Академии художеств;

вице-президентом
Всемирной лиги культуры,
Американского археологического института,
Общества Марка Твена (США);

Почетным президентом
Международной ассоциации за развитие культуры "Флам-ма" (США),
Международного объединения Пакта Рериха в Брюгге,
Международного буддийского института в Сан-Франциско,
Центра искусства и культуры в Аллахабаде (Индия),
более 80 культурно-просветительских и философских об-ществ им. Н.К. Рериха во всем мире;

членом-основателем
Этнографического общества во Франции;

почетным попечителем
Общества искусства в Амритсаре (Индия);

почетным членом
Лиги защиты искусств (Франция),
Федерации французских художников,
Общества Мора (Франция),
Французского Общества собирателей древностей ,
Общества охраны исторических памятников (США),
Национальной ассоциации естественников Америки
в Лос-Анджелесе (США),
Общества по изучению буддизма "Махабодхи" (Индия),
Нагари Прачарни Сабха (Общества изучения и популяри-зации культуры древней Индии),
Института Боше в Калькутте,
Королевского Азиатского бенгальского общества (Индия),
Общества восточного искусства в Калькутте,
Немецкого Археологического общества,
Русского художественно-исторического музея в Праге,
Общества Браурведа (Ава);

действительным членом
Общества архитекторов-художников в Петербурге,
Русского Красного Креста, Русского собрания (Петербург),
Национальной академии Франции в Реймсе,
Доисторического общества (Франция),
Ассоциации международных исследований (Франция),
Французского Красного Креста,
Международного института науки и литературы в Болонье (Италия),
Португальской академии (Коимбра),
Королевской академии наук и искусств (Югославия).

В знак признания многогранной деятельности
Н.К. Рерих в разные годы был награжден:


- русскими орденами Святого Станислава III степени, Святой Анны и Святого Владимира,

- югославским орденом Святого Саввы I степени,

- высшей наградой Франции - орденом Почетного Легиона,

- Королевским шведским орденом Полярной Звезды I степени,

- дипломом почётного члена Комитета Культуры Аргентины,

- дипломом почётного члена Национальной ассоциации писателей и журналистов "Eugene Field society". США, 1942 г.,

- дипломом доктора исследовательского института Священной буддистской литературы в Сан-Франциско, 1935 г.

О НЕКОТОРЫХ РАБОТАХ Ю.Н. РЕРИХА
"ПУТИ К СЕРДЦУ АЗИИ" (Лондон, 1931). В основу этой монографии легли научные результаты Центрально-Азиатской экспедиции семьи Рерихов (1924-1928), содержащие ценнейшие географические, этнографические, археологические и лингвистические наблюдения в почти совершенно неизученных областях Азии. Эта работа сразу поставила молодого автора в ряды ученых-первопроходцев Азии. В ней Юрий Николаевич предстает перед нами как достойный продолжатель славных традиций Н.М. Пржевальского, В.И. Роборовского, Г.Н. Потанина, Свена Гедина и П.К. Козлова. Точное географическое описание ландшафта перемежается в книге с историческими экскурсами в далекое прошлое оазисов Тарима, степей Монголии и нагорий Тибета. Много страниц в этом труде уделил автор кочевникам Северного Тибета, сохранившим в своей культуре традиции далекого прошлого кочевого мира Евразии.
"ПРОБЛЕМЫ ТИБЕТСКОЙ АРХЕОЛОГИИ" (Нью-Йорк, 1931). В этой статье автор впервые четко определяет задачи археологии Тибета: дает периодизацию археологических памятников и намечает новые объекты для исследования.
"ИЗУЧЕНИЕ КАЛАЧАКРЫ" (Нью-Йорк, 1932). Несмотря на то, что со времени опубликования этой статьи прошло уже много лет, в европейском востоковедении не появилось ничего равного ей по глубине и уровню обобщения. А.Н. Зелинский перевел ее на русский язык сразу же после кончины Юрия Николаевича, но, к сожалению, она до сих пор почти неизвестна отечественному читателю. Эта замечательная работа - подлинный памятник великому ученому, давшему программу осмысления и исследования Калачакры (санскр. - "Колесо жизни", "Колесо времени") на многие десятилетия вперед. Без этого небольшого, но сверкающего, как бриллиант, рериховского шедевра, мы не сумели бы проникнуть в восточные первоисточники общечеловеческой культурной традиции сакрализации времени, столь важной сегодня.
"ТИБЕТСКИЙ ДИАЛЕКТ ЛАХУЛА" (1933). Эта статья посвящена дотоле совершенно неизученному языку маленького тибетского княжества в Западных Гималаях.
"СКАЗАНИЕ О ЦАРЕ ГЕСЭРЕ ИЗ СТРАНЫ ЛИНГ" (1942). (Гесэр-хан - герой центрально-азиатского эпоса "Гесэр", "Гесэриада", "Сказание о Гесэре" и т.д. Древнейшее ядро эпоса сложилось в северо-восточном Тибете на основе мифов о культурном герое). В этой работе Ю.Н. Рерих, обобщая все известные данные о Гесэре, приходит к выводу, что по стилистическим и языковым особенностям этот эпос относится к V - VI векам н.э., а его истоки, возможно, к еще более раннему времени.
"ИНДОЛОГИЯ В РОССИИ" (1944). В этой работе впервые дан краткий очерк истории развития научной мысли России в сфере индианистики с кратким жизнеописанием всех ее ведущих представителей. Проблема культурных связей между Индией и Россией была одной из излюбленных тем Ю.Н. Рериха. Этой теме он не изменял на протяжении всей своей жизни, и среди его исследований, посвященных этой проблеме, есть статьи, относящиеся к самым последним годам его творчества.
"АМДОССКОЕ НАРЕЧИЕ" (1950-е гг.). Это исследование до сих пор почти совершенно неизвестного науке амдосского диалекта с приложением в текстах впервые опубликованных и переведенных Ю.Н. Рерихом фрагментов из "Гесэриады".
"ТИБЕТСКИЙ ЯЗЫК". Эта книга Ю.Н. Рериха, опубликованная посмертно, появилась 120 лет спустя после "Грамматики тибетского языка" академика Я. Шмидта и почти полвека спустя после "Пособия по изучению тибетского языка" профессора Г. Цыбикова и стала, таким образом, третьей работой на русском языке, посвященной языку Тибета.
"ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТИБЕТСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ". В этой работе впервые в науке дана лингвистическая карта Тибета, отражающая историческое развитие языка с VI века н.э., поставлена перед тибетологами проблема создания нового литературного тибетского языка с максимальным приближением к разговорной речи.
"МОНГОЛО-ТИБЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В XII-XIV вв.". Это исследование ставит вопрос о необходимости "отрешиться от некоторых представлений о примитивности монгольского племенного уклада конца XII в." и раскрывает сложную роль буддийских монастырей в культурно-политической жизни Тибета и его взаимоотношениях с монголами.
"ИСТОРИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ". Этот многолетний труд Ю.Н. Рериха дает обзор политической и культурной истории Средней Азии с древнейших времен до появления на исторической арене Тимура, когда в 1370 году он заложил основы последней великой среднеазиатской империи. Под термином "Средняя Азия" Ю.Н. Рерих понимал совокупность обширных областей, простирающихся от Кавказа на западе до Большого Хингана на востоке и от Гималаев на юге до Алтая на севере. Эта работа - единственное в своем роде исследование в культурно-историческом плане, обнимающее в большой перспективе судьбы важнейших государственных и культурных образований Евразии. Особенного интереса заслуживают главы, посвященные эпохе Великого переселения народов, истории монголов и в особенности Тибета. Большое внимание уделил Ю.Н. Рерих в этом труде и кушанам (I-IV вв. до н.э.), сумевшим создать на развалинах Греко-Бактрийского царства обширную империю, соперничавшую по блеску с Римом, преградившую путь экспансии Ханьского Китая на Запад и ставшую родиной греко-буддийского искусства и махаянистического буддизма, завоевавшего впоследствии почти всю Центральную и Восточную Азию.
ТИБЕТСКО-РУССКО-АНГЛИЙСКИЙ СЛОВАРЬ С САНСКРИТСКИМИ ПАРАЛ-ЛЕЛЯМИ.
"ГОЛУБЫЕ АННАЛЫ" (30-е гг.). Это перевод и комментарий одного из наиболее важных сочинений по истории Тибета, который был создан в 1476-1478 годах тибетским историком Го-Ло-цава Шон-ну-пал. В этом труде, принесшем ему мировую славу, Ю.Н. Рерих впервые пролил свет на сложные и запутанные вопросы истории и хронологии Тибета VII-IX веков. "Голубые Анналы" ознаменовали эпоху в тибетологии и продолжают быть одним из фундаментов в изучении истории и культуры средневекового Тибета.
"ЖИЗНЬ ДХАРМАСВАМЫ" (1950-е гг.). Перевод историко-географического памятника, тибетского пилигрима, посетившего в XV веке Индию. Это сочинение имеет особое значение для изучения буддизма в средневековой Индии.
По материалам работы директора центра
ноосферной защиты им. Н.Д. Зелинского,
канд. истор наук А.Н. Зелинского "Рыцарь Культуры".