10.07.2012
Заявление Международного Центра Рерихов

    27.06.2012 г. на интернет-портале журнала «Медведь» было размещено видеоинтервью А.Адамковой корреспонденту журнала Алексею Мордвинову: «Индия отнимает у Рерихов фамильную усадьбу». В этом видеоинтервью Адамкова стремится опорочить деятельность Международного Центра Рерихов (МЦР, г. Москва) и Международного Мемориального Треста Рерихов (ММТР, Кулу, Индия) с целью воспрепятствовать начавшемуся конструктивному сотрудничеству этих организаций по выполнению воли их основателя Святослава Рериха – создания мемориального дома-музея Рерихов и возобновления деятельности Института гималайских исследований «Урусвати» в имении Николая Рериха в долине Кулу (Индия). Более того, это интервью свидетельствует о крайне неуважительном отношении Адамковой как к России, где она получила второе гражданство, так и к Индии, гостеприимством которой она пользовалась на протяжении многих лет.

    Заявление А.Адамковой о том, что МЦР при поддержке чиновников из Шимлы намерен осуществить рейдерский захват наследия Рерихов с целью вывоза его в Россию, является явной клеветой, которая нагнетает напряженность между Россией и Индией в отношении участия российских представителей в деятельности ММТР.

    МЦР не будет давать оценку высказываниям Адамковой о ее деятельности в ММТР. Это, мы надеемся, будет сделано руководством Треста, так как Адамкова в течение 10 лет являлась его штатным сотрудником. Но МЦР вправе дать оценку деятельности Адамковой как бывшего своего представителя в ММТР. В интервью Адамкова данный факт пытается поставить под сомнение. Однако и решение правления МЦР, и ее отчеты, и квитанции оплаты ее проезда из Дели в Москву и обратно, и многие другие документы свидетельствуют, что она добровольно взяла на себя обязательства представлять интересы МЦР в ММТР. Ее задача состояла в «налаживании двусторонних связей для взаимовыгодного сотрудничества Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» и Международного Мемориального Треста Рерихов, направленного на выполнение воли Святослава Николаевича Рериха», которая заключалась в создании мемориального дома-музея Рерихов и возобновлении деятельности Института гималайских исследований «Урусвати». Вскоре после начала работы в ММТР Адамкова была назначена исполнительным директором музея – куратором ММТР и таким образом сосредоточила в своих руках значительную административную власть в имении Николая Рериха. Надо отметить, что это назначение произошло без согласования с руководством МЦР. 10 лет ее работы в ММТР – достаточный срок для того, чтобы подвести итоги этой деятельности.

    МЦР, имея более чем 20-летний опыт работы в создании и активной деятельности общественного музея имени Н.К. Рериха, со всей ответственностью заявляет, что мемориальный дом-музей Рерихов, к сожалению, так до сих пор не создан. Несколько комнат, в которых представлены картины Николая Рериха, не могут служить основанием для того, чтобы называться музеем. Открытию любого музея предшествует серьезная организационная и профессиональная музейная деятельность, которая не была проведена.

    Сейчас в имении Николая Рериха в Кулу на основании договора о сотрудничестве между МЦР и ММТР и по приглашению руководства ММТР работает группа музейных специалистов МЦР, которая занимается учетом, изучением состояния сохранности и систематизацией наследия Рерихов. Именно эту группу накануне ее приезда в ММТР Адамкова в своем интервью назвала рейдерской, тем самым пытаясь вызвать у местных жителей и сотрудников ММТР враждебное к ней отношение и воспрепятствовать выявлению истинного положения дел с наследием. К этому следует добавить, что Адамкова всячески стремится затруднить работу наших специалистов и под любым предлогом продлить свое пребывание в ММТР. Списки с перечнем наследия выдаются ею частями, которые составляются буквально накануне. Вдруг она неожиданно куда-то уезжает на 10 дней и работа с наследием в доме Рерихов останавливается до ее возвращения.

    Об окончательных результатах работы специалистов пока говорить рано, но некоторые выводы уже можно сделать. Отсутствие пронумерованной, сброшюрованной и учтенной Главной инвентарной книги учета наследия Рерихов (музейных предметов) – основного документа любого музея, свидетельствует об отсутствии вообще какого-либо учета. Такая книга является основным документом, с которого и должна начинаться вся дальнейшая музейная работа. И никакой учет на электронных носителях не может заменить правильно оформленной Главной инвентарной книги учета. Ее отсутствие свидетельствует о нежелании Адамковой вести такой учет, который всегда можно проверить. Также следует отметить крайне неудовлетворительное состояние сохранности наследия в имении. Многие мемориальные вещи Рерихов пришли в негодность, так как Адамкова не считала их музейной ценностью и не организован их учет. Это же относится и ко многим архивным документам, библиотеке и научным коллекциям Института гималайских исследований «Урусвати», значительная часть которых пришла в негодность из-за ненадлежащего их хранения.

    Заявление Адамковой о том, что Институт гималайских исследований «Урусвати» «… восстановили в 2003 г., то есть спустя год как я здесь появилась», может относиться только к ремонту двух исторических зданий Института, но не к возобновлению его деятельности. Адамкова это хорошо понимает, но не дает соответствующего пояснения, тем самым сознательно пытается нас ввести в заблуждение относительно работы Института.

    Конечно, создание мемориального дома-музея и возобновление деятельности Института «Урусвати» – задачи довольно сложные и, естественно, не по силам одному человеку. Но ведь перед Адамковой такие задачи и не ставились. Она как представитель МЦР должна была только наладить взаимодействие МЦР и ММТР в направлении выполнения этих задач. Как впоследствии выяснилось, она и не пыталась этого сделать. Руководство МЦР неоднократно предлагало ей помощь наших специалистов, которых мы готовы были в любой момент направить в Индию для организации работы в этом направлении. Но Адамкова постоянно от нее отказывалась, ссылаясь на запрет руководства ММТР. Теперь становится понятно, почему она так настойчиво отказывалась от нашей помощи. Свое положение в ММТР Адамкова направила не на привлечение МЦР к работе создания музея и возобновление деятельности Института, а на изолирование нашей организации от этой работы и на утверждение своей власти в Тресте.

    В апреле 2010 года специалисты МЦР все-таки побывали в имении Николая Рериха в Кулу и нам стала известна вся бедственная ситуация с наследием . МЦР в июне 2010 г. собрал Правление и заслушал Адамкову по этому вопросу. Ей было высказано много критических замечаний, сделаны предложения, даны рекомендации по устранению недостатков в работе. Но Адамкова и не думала менять свой подход к работе в ММТР. 22 января 2011 г. вышло ее интервью газете «Правда» (Братислава), в котором она в радужных тонах представила ситуацию с наследием Рерихов в Кулу. МЦР был вынужден в своем сообщении сказать правду о катастрофическом состоянии дел с наследием и опровергнуть другие ложные утверждения Адамковой. После этого она стала обвинять МЦР в организации рейдерского захвата всего наследия Рерихов.

    Стоит добавить, что безответственным выглядит заявление Адамковой о том, что якобы Святослав Рерих благословил ее на работу в имении Николая Рериха. Делать такое заявление, когда Святослав Николаевич не может его опровергнуть, по крайней мере, неэтично. А прикрывать свои действия светлым именем человека и в то же время делать все, чтобы воспрепятствовать выполнению его воли, является самым низким кощунством.

    Пора дать принципиально честную оценку деятельности Адамковой в ММТР и необоснованным утверждениям о ее огромном вкладе в дело сохранения наследия Рерихов в Кулу. Факты убедительно свидетельствуют об обратном. В июле исполняется 20 лет со дня основания Святославом Рерихом ММТР, а мы все еще далеки от создания в имении Николая Рериха дома-музея и возобновления деятельности Института «Урусвати». Но, несмотря на это, принятые решения на 21 заседании Исполнительного Комитета ММТР 6 марта 2012 г. вселяют в нас уверенность, что наши организации общими усилиями все-таки выполнят волю Святослава Рериха.